Дадашов Ордаш Салихович
Дадашов Ордаш Салихович
Депутат Донецкого областного совета
Цель и стиль – работа во благо людей!
Цель и стиль – работа во благо людей!

Выдающиеся педагоги Бахмутского духовного училища

Татаринов С.И., кандидат исторических наук

(Артемовск, Донецкая обл., Украина) 

 

Выдающиеся педагоги Бахмутского духовного училища в 19 - начале 20 столетий (забытые имена).

 

Любые сведения, исследования о видных педагогах Донетчины, которые работали в досоветские времена, полностью отсутствуют в педагогической литературе.

Правительство и Святейший Синод Российской империи уделяли большое внимание системе православного образования и подготовки священников [1].

Почти в каждом уезде создавались духовные училища, духовные семинарии в губернских городах [2].

В стенах Бахмутского духовного училища, основанного в А.В.Лисенковым в 1841 г., работали довольно талантливого преподавателя [3].

Вартминский Феодосий Иванович был сыном протоиерея, работал 4-м учителем с 14 августа 1863 г., преподавал русский язык, церковный устав и нотные песнопения. Работал до 3 мая 1869 г., был священником Благовещенской, Троицкой церквей Бахмута, законоучителем низшего отделения уездного (министерского) училища. Получал сначала 128 руб. 70 коп., затем 276 рб. в год. Бывшие ученики и преподаватели отмечали - «Вартминский был человек даровитый, хорошо образованный, начитанный, толково знавший свой предмет и правильно преподававший, был одиним из наиболее деятельных преподавателей училища. Ученики особенно любили и уважали его за ласковое обращение с ними и охотно занимались преподаваемыми им предметами. Вартминский особенное внимание обращал на письменные упражнения учеников и для возбуждения в них прилежание ». «Для большего удобства учеников и сбережения времени при выписке учебников Вартминский закупал вперед нужные Учебные книги и потом продавал ученикам по удешевленной цене. Иногда дарил ученикам или же одолжал им для временного пользования Учебные пособия, которые к нему уже не возвращались». С целью помощи бедным ученикам в приобретении книг, было предъявлены данные об успехах учащихся по русскому языку,  Вартминський заявил училищному Правлению «о своей готовности жертвовать ежемесячно по три (3) книги для раздачи в виде премии ученикам, тетради которых по русскому языку будут признаны заслуживающими особенного внимания, нравственного побуждения детей к лучшему исполнению русской диктовки, чистописания, возбудят в них соревнование». Преосвященным епископом Екатеринославским Платоном 7 марта была наложена резолюция - «предоставить учителю Вартминскому непосредственно поощрять наградами учеников. Награда учеников Правлением за успехи в чистописании может ослабить усердие учеников к заятиям прочими предметами »[3, с.124].

Вартминський предлагал смотрителю училища А.В.Лисенкову собирать деньги через обязательную покупку священниками уезда изданной им проповеди. Епископ Платон это не поддержал. Идея вызвала недовольство Лисенкова, который 7 мая 1868 донес Платону, что «Вартминский позволяет выписывать руководства по русскому языку, не одобренные Св. Синодом для духовных училищ».

 В мае 1869 г. Вартминський перешел на службу в Елисаветградское духовное училище учителем Закона Божьего. В присутствии членов Правления Бахмутского духовного училища дал 3 пробных урока. Правления 3 мая отметило - «предмет Закон Божий (с включением Св. истории, Катихизиса и объяснения богослужения) знает основательно, передает ученикам с логичной последовательностью, вразумительно, языком легким и понятным, придерживаясь метода немедленного повторения учениками слышанного "[3, с.125].

 Вартминский имел большую библиотеку дома, которой пользовалась городская община. Был даже издан «Каталог библиотеки госпожи М.А.Вартминской». Библиотека была собственностью его жены, продана им. В 1869-1870 гг известна под названием "городской библиотеки И. А Нилуса" [3, с.125].

 Смирнитский Василий Андреевич был сыном диакона села Нижнее Славяно-Сербского уезда. Начал преподавать 23 сентября 1869 г., занял должность Вартминського и преподавал русский язык с церковно-славянским и церковным пением. Согласно требованиям Св. Синода провел 3 пробных уроков-«преподававал ученикам логично, понятно и приспособительно к детскому возрасту; владеет даром слова и уменьем довести ученика до возможности объяснить и пересказать слышанное, видна учительская практика». С 14 ноября 1879 г. перешел учителем латинского языка в I и II классах, младший учитель русского и церковноого языка в I классе указом Св. Синода по 10 октября 1885. За время службы имел 4 атестациии нспекторами епархии. Был помощником смотрителя училища. За бесплатное исполнение должности была объявлена в 1886 г. ему архипастырская благодарность с занесением в формуляр. С 15 февраля 1872 г. до 26 июля 1875 г. занимал должность 2-го надзирателя за учениками с жалованьем 84 руб.  в год-«Был уволен согласно прошению по слабости здоровья». С 13 ноября 1876 г. до 8 сентября 1880 г. был членом Строительной Комиссия Дома училищного общежития. С 3 сентября 1879 до 20 мая 1884 гг. член Правления от учителей. Исполнял обязанности старосты домовой училищной церкви с 16 января 1885 г. «По должности учителя русского языка заведывает ученической библиотекой и чтением книг в I классе». В «Очерке истории духовного училища» о В. А. Смирнитском было написано - «принадлежит к числу наиболее трудолюбивых, честных и исполнительных деятелей училища за 50-летний период его существования. 23 года он  на педагогическом поприще, относится к своему делу с искренней любовью, охотой и энергией. Сознание своего долга и полная преданность ему, серьезное отношение к обязанностям и безупречное неукоснительное выполнение  составляют неотъемлемые черты его служебной деятельности. Как преподаватель нисколько не устарел и не отстал от поступательного движения науки; следит за всеми изменениями в методах и приемах обучения детей отечественному языку, не изменяя своей, выработанной путем опыта, системы преподавания. В обращении с воспитанниками всегда ровен и тактичен - к неисправным ученикам относится с настойчивой требовательностью, к ученикам слабосильным, но усердным снисходителен, оказывает им помощь в свободное от занятий время. Внеклассным чтением книг учениками руководит тщательно. Шесть ревизий пережил он в стенах Бахмутского училища. И ни один из ревизоров не нашел в преподавании Смирнитского существенных недостатков, большинство их отозвались с похвалой и одобрением об учебной и воспитательной его деятельности »[3, с.127].

Ревизор С. И. Миропольский в 1889 г. отметил - «учитель русского языка с церковно-славянским в I классе Смирнитский опытен, основательно знает свое дело и преподает с успехом. По своему трудолюбию, скромному характеру и религиозности Смирнитский имеет доброе нравственное влияние на учащихся». Смирнитский имел чин надворного советника, был награжден орденом Св. Станислава 3 ст. Получал зарплату в год 420 рб., 200 рб. из церковных сумм, «пользуется готовой квартирой при училище» [3, с.128].  

Среди преподавателей был будущий выдающийся археограф и музейщик Подолии Евмений Иосифович Сицинский, кандидат богословия, который окончил Киевскую духовную академию. Занимал должность учителя русского и церковной языков с 24 апреля 1886 г до 10 февраля 1888 г., до 10 августа 1889 г. был преподавателем латинского языка, член Правления и делопроизводитель. Получал зарплату 900 рб., на квартиру 180 рб. в год.

 О нем писали - «Сицинский был весьма трудолюбивый и преданный науке деятель. «В бытность учителем училища он Занимался археологический исследованиями и посылал статьи в "Подольские Епархиальные Ведомости"». В последнее время известия о его трудах по славянским древностям появились на страницах «Исторического вестника» за 1890 г. «Знатоки возлагают на него надежды как на будущего ученого археолога» [3, с.134}.

 Е.Й.Сицинский вернулся в Каменец-Подольский, принял сан священника Александро-Невского собора. С 1890 года он секретарь епархиального историко-архивного комитета, затем председатель историко-архивного общества. Был редактором «Епархиальных ведомостей», трудов общества, журнала «Православная Подолия». Основал второй после Одессы краеведческий музей в 1900 году, был его директором, с 1922 года работал научным сотрудником. Сицинский обнаружил более 2 тысяч археологических памятников Подольской губернии, издал более 180 работ -монографий, статей. Во время Директории был деканом богословского факультета в Украинском университете, куда его пригласил ректор И. Огиенко. Как деятеля «Просвиты» Е.И. Сицинского при советской власти постоянно увольняли с работы. В 1929 году ГПУ арестовало 70-летнего ученого за участие в т.н. «Союзе освобождения Украины». Сицинский просидел в тюрьме 8 месяцев. Затем он работал 3 года в Киево-Печерском музее. За это время его дом был конфискован, библиотеку разворованы. После ареста в 1937 году он умер в тюрьме в возрасте 78 лет[4].

 Примером выдающегося воспитанника Бахмутского духовного училища может служить поэт М.Ф. Чернявский. Он родился 3 января 1868 г. в селе Шаховка Бахмутского уезда. Его отец был дьячком в Шаховке, затем дьячком в селе Новобожедаровка Славяно-Сербского уезда. В 1878 г.  Николая отдали учиться в духовное училище Бахмута, которое он закончил в 1883 г. М.Ф. Чернявский поступил в Екатеринославскую духовную семинарию, которую окончил в 1889 г. Вернулся в Бахмут и начал работать учителем церковного пения и музыки (скрипка) с 23 августа 1889 г. - «жалованья штатного 280 рб., из церковных сумм 150 рб., за уроки музыки 110 рб. и квартирного пособия 60 рб. в год».

По отзыву ревизора Миропольского неплохо преподавал, хотя и был молодым - «преподает довольно успешно, хотя еще не обладает опытностью» [3, с.137].

Возможно, что  В.А.Смирнитский был  учителем в 1 классе у Николая Чернявского, привил ему любовь к литературе и поэзии. В любом случае, Чернявский часто бывал у него дома, общался с семьей, поэтому и женился на дочери Софии. Ей М.Ф. Чернявский посвятил первый сборник стихов «Песни любви». В автобиографии 2 ноября 1906 г. в Херсоне Чернявский вспоминает: «я стал на учителя в Бахмутский духовной школе и покинул эту службу только в 1901 году». В Бахмуте Чернявский выпустил свои первые поэтические сборники: «Песни любви» (1895, Харьков) и «Донецкие сонеты» (1898, Бахмут), издал две сборник памяти выдающегося украинского писателя П. Кулиша, который умер 2 февраля 1897 г. Чернявский поддерживал связи с женой Кулиша, Лесей Украинкой (Лариса Косач), М. Вовчок, М. Стефаником, С. Ефремовым, В. Винниченко, с 1900 года переписывался с М. Коцюбинским. Как поэт, Николай Федорович плохо вписывался в нравственное среду Бахмутского духовенства, ибо оно подавляло  «своей душной атмосферой». Поэтому в 1901 г.  оставляет службу в духовном училище Бахмута и по приглашению М. Коцюбинского принимает решение о переезде в г. Чернигов, где работает статистиком в оценочно-статистическом бюро Черниговского земства. Накануне своего отъезда в Чернигов Чернявский и его жена стали одними из основателей музыкально-драматического общества Бахмута (они присутствуют в списке учредителей). Летом София с детьми часто гостила у отца в Бахмуте [5].

Николай Федорович был знаком со многими будущими деятелями украинской революции и Центральной Рады. Одним из них был Александр Лотоцкий, выпускник духовной академии, министр исповеданий Центральной Рады. Именно он провозгласил автокефалию Украинской православной церкви (УПЦ), был в составе правительства страны в Праге и Варшаве. Существуют письма поэта к Ефремову, Винниченко, М.Шаповалу. С апреля 1903 г. Н.Ф. Чернявский начал работать в Херсоне. В ноябре 1904 г. на очередном земском собрании был назначен секретарем. В Херсонском земстве Николай Федорович проработал с 1903 до 1919 гг. [5]/

С началом революции 1917 года Николай Федорович принимает активное участие в выпусках «Вестника» Общества «Украинский дом», печатает многочисленные статьи. После установления совдепии некоторое время преподает в педагогическом институте. Участие в  «Украинской комнате» аукнулись арестами ГПУ в 1925, 1929 гг. Н.Ф. Чернявский вынужден был каяться перед чекистами, что «не оценил большое значение учения товарища В.И. Ленина »[6].

Как писали в двухтомном издании произведений писателя (Киев, «Днепр», 1966 г.) «...оторванность от культурных центров и тогдашней культурной жизни негативно сказалось на писательской судьбе Николая Чернявского».Автор предисловия двухтомника В. Костенко написал о «расцвете издания произведений писателя в советское время» (даже 10-томное издание 1927  г...), но ни слова об арестах конца 20-х годов, заключения и расстреле Николая Федоровича в Херсонской тюрьме в 1938 году ...

В 1966 году написали, что писатель «умер в 1946 году».

Следует подчеркнуть, что известные педагоги из духовного училища Бахмута повлияли на многих коллег, учеников, не всегда были послушны установленным правилам и требованиям начальства, имели свои идеи и настойчиво их реализовывали в обучении и воспитании, что вызывало раздражение, репрессии как во времена царизма, так и в «светлые» советские времена.

 

Источники

1.Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра ІІ. — Казань: тип. Императорского Университета, 1891. — 374 с. Дьяконов К.П. Духовная школа в царствование императора Николая І-го. — Сергиев Посад. тип. Св. – Тр. Сергиевой Лавры, 1907. — 435 с.; Гавриил. Отрывок из повествования о Новороссийском крае. Записки Одесского об-ва истории и древностей.т.3. – Одесса, 1853.

2. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в ХІХ столетии. Вып. І (Время Комиссии Духовных Училищ). К столетию духовно-учебной реформы 1808-го года. — Вильна: тип. „Русский Почин”, 1908. — 383 с.; Столетие Екатеринославской епархии // Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел            неофициальный. — 1876. — № 14. — С. 209 – 221; № 15. — С. 225 – 240; № 16. — С. 247 – 256; №   17. — С. 267 – 269; № 18. — С. 273 – 288; № 19. — С. 289 – 304;1 876. — № 15. — С. 571 – 578; Н.Мурзакевич. Материалы для истории Новороссийской иерархии // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. — 1878. — № 20. — С. 587 – 602; 1879. — № 2. — С. 38 – 45; № 12. — С. 349 – 356; № 13. — С. 409 – 412; № 17. — С. 547 – 558;

  3.Бутовский А.И. Историческая записка о Бахмутском духовном училище за 60 лет. –Бахмут, 1893; Протоиерей А.В. Лисенков. Историко-статистическое описание Бахмутского собора. – Екатеринославские епархиальные ведомости. №№ 13-15. 1875; Преосвященний Феодосий, епископ Екатеринославский и Таганрогский и его труды по истории Екатеринославщины. Летопись Екатеринославской ученой архивной Комиссии. Вип. 6.  Екатеринослав, 1910.

  4. Видатні діячі науки і культури Києва в історико-краєзнавчому русі України. Біографічний довідник. ч. 2– К, 2005.– С. 204-209.

  5.Татаринов С.Й. Невідомі сторінки епістолярної спадщини  М.Чернявського \\ Відлуння віків. № 2. – Київ,2004– С. 21-25.

6. Херсонський областний архів. Справа фонду ГПУ М.Ф.Чернявського, 1929.; Справа фонду НКВС, 1937.

 

 

 

 

Выдающиеся педагоги Бахмутского духовного училища в 19 - начале 20 столетий. (Забытые имена). Впервые изучены личности известных преподавателей языка и литературы Бахмутского духовного училища Ф.И.Вартминского, В.А.Смирнитского, будущего выдающегося археографа и музейщика Украины Е.И. Сицинского, поэта Н.Ф.Чернявского.

 

Outstanding  teachers of Bakhmut of the 19th  and the beginning of the 20th  centuries.  For the first time the personalities of language and literature  teachers of the ecclesiastical school of  Bakhmut F.I. Vartminskiy, V.A. Smirnitskiy, future outstanding specialist in study of early texts and in museum management of Ukraine E.I. Sitsinskiy, poet N.F.Chernyavskiy.                                                                                

 

 

Сведения об авторе

Татаринов Сергей Иосифович, доцент кафедры инженерной педагогики Артемовского учебно-научного профессионально-педагогического института Украинской инженерно-педагогической академии, доктор философии-кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Украины, член Украинского национального Комитета IKOMOS (Париж, ЮНЕСКО).

Адрес места работы 84500, Украина, Донецкая обл., г.Артемовск (Бахмут), ул.Артема, 5, УИПА

Домашний адрес 84500, Украина, Донецкая обл., г.Артемовск, ул.Советская, 139

Дом.т.06274-2-32-79, м.т. 050-47-47-840, 050-63-00-578

Эл.почта TATBRONZA@YANDEX.RU

 

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА ЭТОТ САЙТ